Но, пока институционалы покупали все, что не попадя, они забыли про один актив.
И самое главное в том, что владение этим активом не сопровождается риском.
Актив, который показал себя лучше всех, оказался проигнорирован
Этот актив оказался лучшим объектом для инвестирования в 2016 году. Он принес большую доходность, чем S&P 500 и американский доллар на 19% и 29% соответственно. И это единственный финансовый актив, который не является одновременно чьим-либо обязательством.
Этот актив – золото. Оно выросло в цене на 26% с начала этого года. Однако, процентная составляющая золота во всех финансовых активах в мире находится вблизи своих рекордно низких значений.
В 1960 году доля золота во всех финансовых активах была равна 5%. Теперь эта цифра составляет мизерные 0,58%.
Если эта цифра вернется к 2,74% существовавших в 1980 году, это будет означать приток дополнительных $2,5 трлн. в золото и акции золотодобытчиков. Эта цифра в восемь раз превышает текущую рыночную капитализацию всей золотодобывающие индустрии, которая равна $324,4 млрд.
На фоне экономической неопределённости, политики нулевых и отрицательных процентных ставок, золото стало опять рассматриваться, как хедж против инфляции.
С началом медвежьего рынка в 2011 году, спрос на золотые слитки и монеты вырос.
Но инвестиционный спрос оставался на низком уровне, но теперь это изменилось.
Инвестиционный спрос на золото вырос на 122% в 1 квартале 2016 года относительно 1 квартала 2015 года. Приток денег в золотые биржевые индексные фонды подскочил на 300%.
Однако, мы до сих пор не увидели миграции капиталов из привычных финансовых активов в золото.
Откуда же все эти потоки в золото?
Крупнейшие хедж-фонды вкладываются в золото
В 2016 году крупнейшие хедж-фонды начали вкладываться в золото.
Стэнли Друкенмиллер призвал инвесторов “убираться из рынка акций”. Его фонд инвестировал 30% капитала в золото – это самая большая валютная позиция фонда.
Джордж Сорос сократил свои инвестиции в американские финансовые активы на 37% в 1 квартале 2016 года. Затем он купил 1,05 млн. акций SPDR Gold Trust и приобрел за $264 млн. долю в капитале крупнейшего мирового производителя золота Barrack Gold.
Хотя инвестиции хедж-фондов в золото велики, они – не главная причина роста цены этого драгоценного металла.
Пенсионные фонды оказались зажаты в углу
Главной задачей пенсионных фондов является генерация стабильного дохода в течение продолжительного периода времени. Выполнение этой задачи стало крайне сложным занятием на фоне волатильности рынков акций и низких или отрицательных доходностей облигаций.
Во времена экономических неурядиц инвесторы обычно обращают свои взоры в сторону облигаций (серые области обозначают периоды рецессий).
Но с доходностью около нуля или даже ниже, эти облигации перестали приносить так необходимую пенсионным фондам прибыль.
Хотя рынки акций и выросли, общие настроения инвесторов остаются настороженными по отношению к этим активам.
Общий объем американских пенсионных фондов составил $22 трлн. на конец 2015 года. В результате плохих показателей инвестирования, на сегодняшний день дефицит этих фондов составляет $3,4 трлн. Они столкнулись с ситуацией, когда традиционные источники дохода перестали существовать.
Что нужно сделать пенсионным фондам, чтобы опять стать прибыльными?
Что случится, если пенсионные фонды вложат всего лишь 0,3% своих активов в золото
Типичный пенсионный фонд держит 0,15% своих активов в золоте и другие 0,15% своих активов — в акциях золотодобывающих компаний. Общая сумма активов, связанных с золотом, соответствует 0,6% общего объема средств под управлением среднестатистического пенсионного фонда.
Если пенсионные фонды удвоят свои вложения в этот драгоценный металл до 0,6%, это будет означать приток дополнительных $132 млрд. на рынок золота.
Мировой совет по золоту оценил спрос на золото в 2015 году в $334 млрд. Соответственно, такое незначительное изменение структуры пенсионных фондов приведет к увеличению инвестиционного спроса на этот драгоценный металл на 39%.
Безусловно, некоторое количество капитала пойдет в акции золотодобывающих компаний. Рыночная капитализация пяти крупнейших золотодобывающих компаний составляет $81,2 млрд.
Учитывая размер рынка золота, даже незначительная миграция капитала этих фондов вызовет резкий взлет спроса на золото.
Как показывает график внизу, настороженные настроения инвесторов относительно рынка акций позитивны для золота.
Беря во внимание политику нулевых и отрицательных процентных ставок, а также растущую волатильность на рынках, вопрос касается только времени, когда наконец фонды обратят свое внимание на золото.
Хотя золото уже выросло в этом году на 26%, описанный выше сценарий указывает на то, что сейчас прекрасный момент входа в рынок золота для долгосрочных инвесторов.
Автор Stephen McBride.